Хе Джон Сыним описывает, как в современной Корее проходит хенджа кёюк — испытание перед посвящением в монахи.
В Корее проводятся ежегодные посвящения в монахи, хенджанимов (хеньджаним — означает практикующий). Чаще всего это происходит в каком ни будь одном большом монастыре. Туда съезжаются хенджанимы со всех монастырей Кореи, это примерно 600 человек, из которых, как правило, большую часть составляют женщины.
Хенджа кёюк в переводе с корейского языка означает — посвящение и длится три недели, за этот период хенджанимы проходят очень серьёзный и тяжелый тренинг, т.е. много поклонов, шести часовые лекции, обучения церемониям и тому, как быть монахом, что, кстати, очень непросто. В период тренинга хенджаним не имеет право голоса и не может разговаривать с другими участниками кёюка, исключения составляют случаи, если тебя спросили. Кёюк проводят монахи надзиратели, которые постоянно следят за поведением каждого, т.е. если ты сидишь неровно, ходишь шумно, ешь громко, поешь церемонию тихо, каждая мелочь будет выявлена и поправлена, даже если твои ботинки стоят неровно на один сантиметр, ты можешь получить наказание.
Наказанием являются поклоны, которые ты делаешь после отбоя, когда все идут спать. Количество поклонов определяет надзиратель по твоей провинности, например: если ты зашел в поптан (церемониальный зал со статуей Будды) с левой ноги, то это вам грозит наказанием в 108 поклонов, а если ты ещё хлопнул там дверью, то это будет около 300 поклонов, или, если ты опоздал, то, возможно, этой ночью тебе не хватит времени чтобы поспать. Число поклонов варьируется от 108 до 3000, но если ты получаешь наказание 3000 поклонов, то после их выполнения ты продолжаешь тренинг без всякого времени на отдых, несмотря на бессонную ночь.
В самом начале кёюка проводится опрос каждого хенджанима отдельно, т.е. наставники вызывают по одному и задают вопросы: «Почему решил стать монахом? Умеешь ли проводить церемонии? Какие сутры знаешь? Есть ли родители? Откуда приехал?» и т.д. Для иностранцев этот этап составляет некоторые трудности с языком. Но обычно корейцы делают скидку для иностранцев, т.к. понимают, что это для них гораздо труднее. Труднее в том плане, что другой язык, другая культура и надо жить на полу (спать, есть, сидеть)! И вообще, иностранцам прощается довольно много.
Мужчины хенджи и женщины хенджи проходят кёюк в разных зданиях, но если приезжают Дзен мастера, то, чтобы послушать лекцию, все объединяются в одну группу. Также на кёюке проводятся ежедневные работы, чаще всего это уборка территории или помещений, работа длится на протяжении часа, за плохо выполненную работу тоже можно получить наказание.
Дневное расписание кёюка: 2:50 подъём, 3:30-5:00 церемония и поклоны, 6:00-6:30 завтрак, 7:00-10:00 лекции, 10:10-12:00 обучение церемониям и обеденная церемония, 12:30-13:00 обед, 13:10-16:00 лекции, 16:00-17:50 рабочий период и душ, 18:00-19:00 церемония и с 19:00 до 20:50 мантры поклоны, 21:00 отбой.
И так три недели!
Как в армии, даже хуже.
Многие не выдерживают и уходят. Например, во время последнего кёюка пришло 300 человек, а закончило кёюк только 132 человека.
Ещё существуют определённые дни, когда хенджам приходится особенно тяжело. Это дни, когда всех выводят на улицу для поклонов, такое мероприятие называется «сам бо иль бе», что в переводе с китайских иероглифов означает «три шага, один поклон» (у нас поклоны делались на каждый шаг, видимо, это зависит от места проведения и настроя ведущих).
Делается всё это перед главным поптаном, все выстраиваются в колонны по четверо и дружно, под мантру «со ка мони буль», делают три шага и полный поклон. Всё это происходит вокруг двух пагод, расстояние между которыми составляет не менее 20 метров. В общей сумме один круг составляет не менее 60 метров, и таких кругов несколько. Первый раз это всего два круга, а второй раз три, а на третий раз все идут к главным вратам монастыря, которые находятся примерно в пятистах метрах от монастыря, делают поклоны от ворот и до самого поптана, а там ещё вокруг пагод. Это проводится один раз в неделю. Во время поклонов обязательно надо касаться головой земли, даже если там грязно или лужа.
Также на кёюке бывают и легкие дни, эти дни называются «сак-паль», в переводе с корейского это значит «брить голову». В этот день все едут в сауну для того, чтобы побрить головы и постирать одежду. Такие дни проводятся всего три раза за весь кёюк.
Принятие пищи.
«Пару-кунян» — так называется церемония принятия пищи. «Пару» — это корейское произношение палийского слова «патра» (тарелка). «Кунян» означает обед или просто принятие пищи. У монаха есть специальный комплект из четырёх чашек, сложенных одна в одну и завязанных в узелок, также туда входят: ложка, китайские палочки, полотенце и специальная маленькая ложечка для подношения голодным духам.
И весь этот комплект монах должен иметь при себе во время путешествий. На кёюке, во время «пару-куняна», нужно быть тоже очень сосредоточенным и внимательным, стараться всё делать быстро и аккуратно, не издавать громких звуков и не смотреть по сторонам. Даже если ты случайно стукнул ложкой по тарелке, у тебя могут быть неприятности с надзирателями.
Лекции.
Лекции проводятся каждый день. Из 18 часов лекции занимают 6 часов. При входе лектора все должны встать, сделать три поклона и сесть в ожидании лекции. Если лектор разрешает, то можно сменить позицию, т.е. сесть в позу лотоса, т.к. сидеть на коленях абсолютно неудобно. Во время лекций запрещается вставать или ходить, даже двигаться и, тем более, спать. Лекции длятся по часу с перерывами в 10 минут между ними. Надзиратели очень строго следят, и во время лекций всегда заставляют держать спину ровно, не спать, не заниматься посторонними делами.
Лекции проводятся по учебникам. Например, про обеты монаха и как их следует соблюдать, про поведение монаха в монастыре. В основном это и есть тема лекций, а также возможно изучение нескольких сутр.
В последние дни кёюка атмосфера становится менее напряженная. За три недели испытаний надзиратели-монахи становятся более дружелюбны и даже сострадательны, прощают многие провинности и даже, если кто-то, нарушив обет, проговорился. В самую последнюю ночь все хенджи делают 3000 поклонов, а на утро проводится церемония посвящения в монахи.
Церемония посвящения.
Церемонию посвящения проводят Дзен мастера, как правило, их трое. Они выходят вперёд и садятся на высоком помосте, специально приготовленном и украшенном цветами.
Все хенджи переодеваются в монашескую одежду и, сделав три поклона Мастерам, занимают свои места, ждут посвящения. Перед началом церемонии все поворачиваются назад и делают три поклона своему прошлому, родителям, семье и старым друзьям, как бы прощаясь с ними.
В самом начале церемонии Мастера читают десять обетов шраманеры, спрашивая после каждого обета: «Вы принимаете этот обет?» и хенджи должны хором ответить: «Да, принимаем». Таким образом, прочитав все обеты, каждому хендже ставится на руку, в области локтя с внутренней стороны, кусочек благовония и пока оно тлеет, все хором поют мантру. Тем самым вы получаете лёгкий ожог, который остается на всю жизнь, он напоминает вам о том, что вы имеете обеты. Ещё вы берёте Касу (монашеская одежда) и подносите её к голове в знак уважения и произносите мантру. После этого вы одеваетесь в Церемониальную (Каса) одежду и делаете три поклона Мастерам. С этой минуты вы больше не Хенджа, а Сами Сыним (Шраманера).
Все идут на улицу, чтобы сделать выпускную фотографию. Потом вы получаете дипломы, прощаетесь с надзирателями монахами и после этого, с диким чувством радости и победы, возвращаетесь домой.
Хеджа кёюк — это также хорошее средство для похудания, за три недели каждый из
участников теряет около пяти килограмм своего веса.
На этом Хенджа кёюк закончен, но впереди ещё Бику кёюк!