ДАЛЬМАСА

Московский храм корейского дзен-буддизма.

Правила и этикет поведения в медитационных залах.

Цель написания этой небольшой работы заключалась прежде всего не в том, чтобы прояснить аспекты индивидуального духовного развития, а в том, чтобы помочь людям гармонично организовать совместную жизнь в медитационных залах. Поэтому в нее не было включено никаких указаний по индивидуальной практике. Здесь собраны только те правила/указания, которые касаются сосуществования с другими в залах для медитаций.
Автор надеется, что изложенное им принесет пользу другим практикующим.
(Примечание [английского] переводчика: Это издание не относится к официальной литературе ордена Чоге, хотя фактически приведенные здесь правила распространены среди медитационных залов Кореи. Каждый из тех, кто посещает их, благодаря подобным правилам имеет возможность сосредоточиться на своей практике, в то время как отвлекающие воздействия со стороны других людей ослабляются. Правила, действующие в конкретном медитационном зале и делающие его жизнь гармоничной, определяются общим решением практикующих, которые собираются в нем во время каждого ритрита.
Таким образом, предлагаемый свод правил, большая часть которого соблюдается в каждом зале для медитаций, допускает изменения от группы к группе. Изначально эти правила были написаны для бхикшу, поэтому в медитационных залах бхикшуни и среди мирян их может быть необходимо откорректировать. Пояснения и уточнения, добавленные переводчиком, помещаются в скобках.)

1. Утреннее пробуждение

1. Если вы просыпаетесь во время 30 минут, предшествующих официальному подъему, то не следует сразу вставать и выходить из зала или каким-то образом шуметь.
-) Вместо этого, если вам не спится, практикуйте лежачую или сидячую медитацию. Передвижения легко могут разбудить других, возможно, более уставших, практикующих, так что проявите внимательность к ним и не вставайте до положенного времени.

2. Сворачивая свои постельные принадлежности, действуйте тихо и не поднимайте пыли.

3. Выходя из зала, когда время сна закончилось, не перешагивайте через тела просыпающихся и не проходите рядом с изголовьем их постелей.
-) (Идите с той стороны, куда они обращены ногами. Во всех случаях, когда люди бодрствуют, – например, сидят в медитации, учатся, беседуют, пьют чай и т.д., – старайтесь проходить позади них. Находясь в зале Дхармы, избегайте проходить прямо перед медитирующими или выполняющими церемонию людьми. Если вам все-таки приходится идти перед ними, то всегда складывайте ладони вместе и делайте полупоклон.)

4. Не открывайте дверь слишком быстро или таким способом, который вызовет шум.
-) В летнюю жару внезапное дуновение ветра освежает, но в более холодную погоду может нанести кому-то вред, – не забывайте об этом.

5. Когда вы ходите, не волочите ноги и не ступайте тяжело, так как это производит много шума.

6. Во время уринации не смотрите по сторонам.
-) В настоящее время стали появляться люди, которые в лечебно-профилактических целях пьют собственную мочу. Собирание и употребление мочи – это личное дело, которым следует заниматься там, где другие практикующие не увидят этого.

7. Не плюйте во внутреннем дворе (как и в любом другом священном месте).

8. Чистка зубов и полоскание рта должны быть неслышны для других.

9. Умывание над раковиной не сопровождайте фырканием.
-) (Убедитесь, что вы используете раковину и полотенце соответствующего назначения – см. раздел 9, «В ванной комнате».)

10. После всех процедур наденьте свою каса и займите свое место для утренней церемонии.
-) Не надо выходить на улицу, растягиваться, расслабляться и т.д., рассудив, что если кто-то из других сынимов всё еще не подготовился к церемонии, то и вы можете не торопиться. Следует постараться закончить приготовления к церемонии раньше тех сынимов, что старше вас, и не вынуждать ждать вас остальных сынимов.

2. Сидячая медитация

I. Приступая к медитации, не следует громко кашлять, вытягивать перед собой руки и совершать прочие шумные движения.

II. Усевшись на подушку для медитации, не совершайте никаких движений и не издавайте шумов до того момента, когда вы услышите сигнал чукпи (деревянной колотушки) к окончанию сеанса медитации.

1. В процессе сидения не создавайте никакого шума ни внутренними, ни внешними движениями своего тела.

2. Воздерживайтесь от зевков, кашля, громкого прочищения горла, высмаркивания, чихания, втягивания носом и пускания газов.
-) Если возникает потребность в каком-либо из перечисленных действий, постарайтесь проявить заботу о других, не мешая их практике. Если же терпеть невозможно, то тихо встаньте, откройте дверь и выйдите. Когда ваше тело успокоится, тихо вернитесь и займите свое место.

3. Во время сидения, даже если ваше тело испытывает неудобства, не следует изгибаться, разминать шею, «хрустеть» суставами, раскачиваться из стороны в сторону и т.д.

4. Во время сидения не следует протягивать перед собой ноги или массировать их, когда они болят или немеют.
-) У людей очень часто болят или немеют ноги, когда они впервые приступают к сидячей практике, или если они принимают неправильную позу.
-) Пытаясь преодолеть эту боль, многие люди выпрямляют ноги, массируют их, прижимают колени к груди и т.д. Однако подобные приемы только усилят дискомфорт вашего тела, поэтому лучше попытаться терпеть и преодолевать его в правильной позе и с ее помощью. Если вам это удастся, то ваша вера в свои возможности будет возрастать, а ваше тело станет более послушным.

5. Если неожиданно вас что-то заставляет покинуть медитационный зал, дождитесь по крайней мере, пока пройдут первые 10 минут текущего цикла сидения, прежде чем выйти. Обязательно возвращайтесь не позднее, чем за 10 минут до окончания цикла сидения.
-) Если вас не будет в зале дольше этого времени, то обязательно получите разрешение перед выходом у соответствующего лица.

6. Даже когда в зале жарко, не снимайте беззаботно одежду и не оставляйте ее полуоткрытой.
-) Живя с другими под одной крышей, не надо позволять себе снимать верхнюю одежду в медитационном зале, беззаботно раздеваться или оставлять одежду полурасстегнутой – это не соответствует поведению человека, следующего Пути.

7. Если во время сидения у вас есть с собой какая-то одежда, которую нет смысла надевать здесь, сверните и аккуратно положите ее возле своей подушки.

8. Если во время сидения у вас есть свои часы, убедитесь, что они не тикают громко, и что будильник отключен.

9. Не кладите часы рядом с собой так, чтобы можно было отслеживать время медитации.

10. Если во время совместной практики вы почувствовали, что вам жарко, и хотите открыть дверь или окно, помните о том, что ощущения других людей могут отличаться от ваших, и убедитесь сначала, что всех окружающих это устраивает.
-) (У некоторых людей чувства обостряются в процессе практики. Звуки, запахи, температурные изменения и прочие вещи, незаметные для вас, могут сорвать их практику.)

11. Не спите во время сидения.
-) Если вы заснете, то можете захрапеть, ссутулиться, начать клевать носом или повалиться вперед. Все эти вещи существенно нарушают течение практики сидящих рядом с вами. Те, кто практикует с надлежащим усердием, должен быть внимателен к другим и контролировать свое поведение.

12. Во время сидения не следует читать что-либо.

13. Во время сидения не следует держать или перебирать юмчу (предмет, подобный четкам).

14. Во время сидения не оглядывайтесь по сторонам и не таращьтесь на других людей.

15. Во время сидения нельзя периодически покидать и возвращаться в медитационный зал.
-) Независимо от того, насколько это срочно, если речь идет не о серьезной проблеме со здоровьем, следует постараться уделить этому внимание в перерыве, а не ходить туда-сюда.

16. В конце сессии первый удар чукпи выводит практикующих из медитативного состояния, поэтому не следует делать в это время лишних движений.
-) Между моментом удара чукпи в конце сессии сидения и моментом его удара, оповещающего о начале ходьбы, допускаются небольшие движения вперед-назад и вправо-влево. Однако до второго удара вы не должны вставать, резко двигаться, менять позу, открывать окно или дверь, выходить из зала.

3. Ходьба-медитация

1. Если вам нужно выйти по какому-нибудь делу, дождитесь удара чукпи, по которому начинается ходячая практика, пройдите с остальными практикующими по крайней мере один круг и затем тихо выйдите.
-) Когда вы оставляете зал или возвращаетесь, обязательно делайте полупоклон со сложенными ладонями.

2. В течение ходьбы-медитации не следует ложиться, засыпать или сидеть, произвольно расслабив ноги.
-) Период ходьбы также является частью медитативной практики каждого из практикующих, поэтому продолжайте ходьбу, пока удар чукпи не оповестит о ее окончании. Соответственно, не следует в это время думать лишь о своем отдыхе, игнорируя воздействие своего поведения на других людей.
-) Если ваше тело действительно не в порядке, то позволительно прилечь на минуту, но только за пределами медитационного зала.

3. Во время ходячей практики не принято пить чай или перекусывать на кухне.
-) (Исключения обычно делаются для людей, явно страдающих от таких болезней, как, например, диабет. В подобных случаях собираются все практикующие и большинством голосов решают, позволить ли конкретному человеку есть по специальному расписанию.)
-) Поистине практикующему постыдно думать, что он может подкрепиться, поскольку у него не осталось терпения на то, чтобы подождать. Все принимали пищу в одно и то же время, так что подобные мысли говорят об отсутствии у человека правильного отношения к практике.

4. Если сигнал чукпи застает вас, когда вы еще стоите или что-то делаете вне зала, а не находитесь вместе с теми, кто занят ходячей практикой, то не входите в медитационный зал.
-) Позаботившись обо всех срочных делах, следует тотчас вернуться в зал для медитаций и присоединиться к другим людям, практикующим ходьбу.

4. Растягивание в медитационном зале после цикла сидения

1. Растягивайтесь тихо в том месте, где другим не придется вас обходить.
-) Если вы собираетесь растягиваться, обратите внимание на то, куда обращены ваши ноги, не создавайте шума, не вздыхайте и не мычите громко, не возитесь и не отвлекайте тех, кто рядом с вами. Если не можете удержаться от каких-либо из этих действий, то лучше занимайтесь этим в другом месте и в другое время.

2. Не засыпайте во время растягивания.

5. Сохранение атмосферы практики после окончания утреннего сидения

Выполняйте принятые группой решения относительно того, как должен каждый вести себя в процессе практики, не занимайтесь произвольными упражнениями, не ложитесь и не дремите.
-) Всегда ведите себя исходя из смысла принятых группой решений. Он заключается в благе каждого члена группы: не в личной пользе одного человека.

6. Проведение церемоний в зале Дхармы

1. Приходите на церемонию вовремя. Не заставляйте никого ждать вас.

2. Не пропускайте церемонию, если вы не получили заранее разрешение на это у ответственного лица.

3. Во время церемоний следите за тем, чтобы ваши движения и голос гармонировали с тем, как делают другие.
-) Убедитесь, что ваш голос не громче всех голосов, что вы поддерживаете общий ритм и что ваши движения не опережают и не отстают от движений других людей.

4. Не держите в руках и не пользуютесь юмчу во время церемоний.

5. Несоблюдение ритуала церемонии является недостойным поведением.
-) Например, практикование поклонов вместо участия в церемонии или невыполнение поклона, когда все остальные делают его. Это называется самонадеянностью или поведением того, кто пытается сорвать практику других людей. Можно сказать, что такой человек не имеет права жить с практикующими.

6. Входя внутрь и выходя из зала Дхармы, не забывайте выстраиваться в надлежащем порядке и идти торжественно.
-) Надо стараться выглядеть достойно, идти выпрямившись, не разговаривая, по ровной траектории и соблюдая равные промежутки между собой. (В некоторых медитационных залах и во всех [буддийских] университетах для монахов и монахинь заведено ходить в столовую, на церемонии и с другими подобными целями в группе, где все выстраиваются по старшинству.)

7. Прием пищи

1. Вы должны приготовиться к трапезе и сесть за стол раньше, чем это сделает большая часть людей.
-) Следует постараться усесться до того, как соберется большая часть людей, и по крайней мере за 5 минут до начала трапезы. Ставить себя в ситуацию, когда приходится проныривать в зал, где все уже расселись, тем более самые старшие, – это серьезное нарушение этикета.

-) (В каком бы деле вы ни участвовали, как правило, надо быть готовым к нему до прихода тех, кто старше вас, не следует заставлять других ждать вас и определенно не следует приходить последним.)
2. Если вы не получили разрешение от группы не присутствовать на определенных трапезах или от ответственного лица – пропустить какую-то одну из них, то надо быть на всех трапезах.

3. Приступая к трапезе, следует подождать, пока не начнут есть старшие, прежде чем начинать самому, а заканчивая ее – подождать, пока старшие не поднимутся из-за стола, прежде чем самому вставать.
-) Даже миряне (Кореи) следуют этикету и правильному порядку приема пищи. Как же могут пренебрегать или вольно обращаться с ним монахи и монахини?

4. Во время приема пищи не смотрите по сторонам или в рот сидящим напротив вас и не болтайте с соседями.

8. Свободное время

1. Не кричите и не пойте.Вы всегда должны учитывать, насколько ваше поведение беспокоит других.

2. Не читайте книг.

3. Не слушайте песен и не смотрите телевизор.

4. Зал для медитаций – это не то место, где вы можете вести себя, как вашей душе угодно. Невозможно придать слишком большое значение необходимости быть осторожным в речи и поведении.
(В большинстве медитационных залов члены групп вместе живут и спят в главном зале. Поэтому вы не можете вести себя так, словно вы живете в отдельной комнате. Ведь это может отвлекать от практики других людей.)

5. Не читайте журналов и газет.

6. Не занимайтесь письменной работой.

9. В ванной комнате

1. Обязательно используйте соответствующие раковины для мытья рук и лица и для мытья ног.
(Во всех храмах и медитационных залах делаются отдельно раковина для рук и лица и раковина для ног. В некоторых из них, где вместо туалетной бумаги пользуются водой, делается отдельно раковина соответствующего назначения. Все раковины обычно помечаются отличительными знаками либо по-разному выглядят, например, металлические – для лица, пластиковые – для ног. Не путайте их.)

2. Всегда кладите вещи туда, откуда вы их взяли.

3. Не пользуйтесь вещами, принадлежащими другим людям. (Это касается прежде всего зубных щеток и полотенец.)

4. Проверяйте чистоту помещения и использованных вами вещей.

5. Если, пока вы умывались и приводили себя в порядок, оказались запачканы, забрызганы мылом и т.д. пол или стены, то не оставляйте их в таком виде. Убедитесь, что следующий человек найдет все чистым и аккуратным.

6. (Грязное белье. Во многих местах считается неприемлемым держать свою грязную одежду в комнате общего пользования. Поэтому следует, сменяя одежду, тут же стирать ее. Если вы сушите одежду в комнате, то носки и нижнее белье надо развешивать или раскладывать возле собственных ног, а не рядом со своей или чьей-то еще головой. Если вы снимаете носки на ночь, то подсовывайте их под матрас в районе ног, чтобы они не бросались никому в глаза. Если во время стирки вы замачиваете одежду, то обязательно используйте соответствующую раковину. Кроме того, во многих местах натягиваются бельевые веревки: одни для носков и нижнего белья, другие для верхней одежды. Кое-где запрещается оставлять развешанное белье на всю ночь.)

7. (Полотенца разделяются на три вида: для лица, для ног и для мытья пола. Каждый человек имеет свои полотенца для лица и для ног. Полотенцем для лица вытирают лицо, руки и тело после душа. Полотенцем для ног вытирают только ноги. Не путайте их – на них есть знаки отличий. Часто в ванной комнате каждому отводится вешалка для личного полотенца. Не кладите свое полотенце куда попало и не берите чужое полотенце.)

10. Купание.

1. Традиционно купание устраивается в день полнолуния. (Этот порядок в основном изменен в настоящее время.)
Тот, кто купается слишком часто, очевидно, с большим усилием размышляет о наставлениях Будды и следствиях своего поведения в практике других.

2. Аккуратно вешайте снятую одежду.

3. Купайтесь после того, как искупались старшие практикующие.

4. Если вы входите в ванную комнату, когда там моется кто-то из старших практикующих, предложите ему свою помощь. (В постригании, например.)

5. Не оставляйте места купания обнаженным или одетым частично. Некоторые люди могут выстирать после мытья всю свою одежду и затем, не надев ничего на себя (или надев очень мало), бежать назад в свою комнату и одевать там комплект сухих вещей. Это не является поведением того, кто достоин называться практикующим.

6. В день полнолуния традиционно устраивается постригание. (Это также соблюдается не везде. В разных местах этим могут заниматься по субботам, по числам календаря, заканчивающимся на 9 и т.д. Во многих местах вы можете стричься, когда захотите.)
Когда все соглашаются стричь волосы вместе в определенный день, не подобает делать это самостоятельно и в другое время.

7. Когда наступает время постригания, заблаговременно приходите в ванную комнату и помогайте со стрижкой старшим, прежде чем постричься самому.

8. Как помогать другим стричь волосы:
a) Наполните таз теплой водой и поставьте перед стригущимся человеком.
b) Перед состриганием его волос сложите ладони вместе и скажите: «Теперь я буду постригать тебя» (сак-паль ха-чес-сым-ни-да). Закончив работу, еще раз сложите ладони и скажите: «Боюсь, что у меня получилось не очень хорошо» (чаль-мот тэ ос-сым-ни-да). Тот, кого вы постригли, должен сказать в ответ сначала «Да», затем «Становись Буддой» (е, сан-буль ха-сип-си-о).
c) После постригания другого человека помогите ему вылить воду из таза, очистить его и приготовить свежую воду.
Все мы ученики Будды. Подобно тому, как вы не дотронулись бы до головы Будды небрежно или пренебрежительно, не стригите другим волосы иначе, чем с заботой и состраданием.

11. Пользование уборной

1. При уринации не попадайте мимо писсуара (или унитаза).

2. Не плюйте в писсуар.

3. Прежде чем открыть дверь уборной, постучите и убедитесь, что там никого нет.

4. После опорожнения кишечника убедитесь, что сточная раковина чиста. (Это было написано в расчете на унитазы, которыми пользуются на корточках, но применимо ко всем сточным устройствам.)
Если вы попадаете на край или верх сточной раковины или рядом с ней, то смойте за собой. Не оставляйте следов нечистот следующему человеку.

5. Подмываясь, не проливайте воду на пол.

6. Покидая уборную, не забывайте плотно закрывать дверь.

12. Пользование кухней

1. Мойте и кладите на место использованные вами чашки и тарелки.

2. Если кто-то присылает вам фрукты или сладости, несите их на общий стол.

3. Если вы принимаетесь есть то, что нельзя завернуть или сохранить на будущее другим способом, то доедайте до конца. Не оставляйте недоеденные порции, которые придется выбрасывать.
Есть люди, привыкшие съедать лишь часть того, что им предлагается, просто оставляя другую часть. Пища (и другие приношения) являются результатом усердного труда и благочестия многих людей. Поэтому следует употреблять их благодарно и в меру.

4. (Если вы разделяете стол с другими людьми, предлагайте сначала им все, что на нем есть, начиная с самых старших. К примеру, если вы захотели поесть фруктов, спросите остальных, не хотят ли и они их. После этого почистите и нарежьте достаточное количество, аккуратно разложите по тарелкам и подайте другим. Не берите сразу себе что бы то ни было. Это выглядит как обыкновенная наглость.)

13. Больничная комната

1. Если в ходе практики, заболев или подвергшись какому-то еще телесному недугу, вы нуждаетесь в больничной комнате для восстановления сил (или для того, чтобы избавить от беспокойства других практикующих), то получите сначала разрешение у кого следует.

2. Не просите и не используйте лекарств, если ваше положение нельзя назвать серьезным.
Допускается просить лекарства, которых требует заболевание, случившееся в данном месте, либо какое-то легкое недомогание. Не подобает просить лекарства от тех проблем, которые вы испытываете уже давно, или просто для укрепления общего самочувствия. (Это не является предметом острой необходимости.)

3. Если вам требуется переход в больничную комнату, то оставаться там вы можете не более трех дней.
Вас не должно волновать лишь то, что болезнь вмешивается в вашу собственную практику, – что важнее, она затрудняет практику всех остальных. Если в течение долгого времени вам не удается побороть болезнь, и она препятствует вашему участию в сидячих сессиях, то ради блага других практикующих вы должны тихо собрать свои вещи и покинуть медитационный зал с целью вылечиться. (Это делается обычно на всю оставшуюся часть сезона ритрита. Не уходите, не поговорив сначала с ответственным лицом.)

4. Когда вы поправились, поговорите с кем положено перед возвращением в медитационный зал. До начала цикла сидения поприветствуйте всех практикующих одним полным поклоном и словами: «Благодаря вам я смог выздороветь» (дэ-чун сыним-дуль док-пунь-э чаль си-ос-сым-ни-да). Прежде чем вновь заняться повседневной деятельностью вместе с другими, следует обратиться к ним с таким же или подобным приветствием.

5. Здоровым практикующим можно пользоваться больничной комнатой, заботясь о больных, но не для того, чтобы отдохнуть в свое свободное время.

14. Покидание пределов медитационного зала или храма

1. Если у вас есть достаточное основание уйти с территории медитационного зала, то прежде чем сделать это, получите разрешение у кого следует.

2. По возвращении в медитационный зал следует прежде всего поговорить с нужным человеком. Затем, перед началом сидячей сессии, следует надеть свою каса, предстать перед всеми практикующими, сказать «Благодаря вам я смог беспрепятственно вернуться» (дэ-чун сыним-дуль док-пунь-э му-са-и чаль данё вас-сым-ни-да) и выполнить три полных поклона. После этого вы можете присоединиться к группе в сидении и других делах.

15. Отношение к другим сынимам

1. Любой из старших сынимов для вас как отец или старший брат. Вы стали бы грубить или дерзко разговаривать со своим отцом или старшим братом? Если бы мирской человек был наказан за подобное поведение, то никто не усомнился бы в справедливости этого наказания. Что же нам думать о сынимах, которые так себя ведут? Некоторым сынимам может казаться, что различия между ними и другими сынимами отсутствуют, потому что все они одинаково пострижены и одеты. Рассуждая так, они ведут себя недостойно и небрежно обращаются с другими. Вы должны понимать, что, следуя их примеру, вы повредите как себе, так и Дхарме Будды.

2. Сынимы, имеющие должности, подобны голове дракона, остальная же часть практикующих может рассматриваться как его тело.
Хвост и голова – это не одно и то же. Те, кому поручена определенная работа, в ответе за ее выполнение. В их дела, соответствующие должности, не должен вмешиваться никто другой. Ответственность, приходящая вместе с должностью, и драгоценна, и тяжела, потому что она означает свободу исправлять и изменять положение дел так, чтобы другие практикующие могли провести сезон ритрита без отвлечений.
В прежние времена должности приносили большой авторитет, однако всё до такой степени перевернуто с ног на голову, что теперь этот авторитет оказался почти полностью утрачен. Не разрушайте систему медитационных залов. Поистине вы наносите вред самим себе, когда критикуете и жалуетесь на чью-то работу.
Следует быть благодарными и помнить о напряжении и страдании, через которые проходят люди, имеющие должности, стараясь исполнить свои обязанности.

3. (Встречаясь и, тем более, живя с другими сынимами, будьте смиренны. Духовное развитие давно уже рассматривается как практика умерщвления, или сведения на нет собственного я. Далее, смирение – это, как сказано, лекарство от трех ядов – жадности, гнева и невежества. И наконец, человек, стоящий перед вами, – не что иное, как тайна. Многие из практикующих, всегда считавшихся просветленными, были известны своим смирением. Всегда свободные от эгоизма и высокомерия, видевшие всё как проявление самих себя, отпустившие дуальный способ мышления, они скрыли все свои следы. Они лишь продолжали углублять свою практику и никогда не следовали за обстоятельствами. Кого бы они ни встречали, высокого чиновника или последнего головореза, они приветствовали каждого смиренно и со всею вежливостью. С какими бы людьми они ни жили, они относились к ним с почтением и благожелательностью.)

16. Собрания

1. Для выявления и исправления насущных проблем могут созываться специальные собрания.

2. Люди, которые не провели в зале для медитаций по крайней мере пять сезонов, не имеют права присутствовать на таких собраниях. Поскольку пять сезонов составляют меньше трех лет, они либо всё еще являются шраманерами, либо у них нет достаточного опыта жизни в медитационных залах. Иногда находятся люди, которые просят сделать для них исключение на основании того, что они провели четыре года в монашеском университете, или того, что они долгое время жили монахами в каком-то другом месте (т.е. не в зале для медитаций). Следует знать, что подобные исключения способствуют разрушению системы медитационных залов.
Где бы люди ни объединялись в коллектив, они формулируют для себя целесообразные правила. В монашеских университетах, в мирской сфере есть различные правила, организующие их; так же и в медитационных залах имеется своеобразный набор предписаний, которые регулируют повседневную жизнь в них.
Когда люди ради личного удобства начинают пытаться вводить определенные правила в уклад медитационного зала и мотивируют это тем, что именно таким образом поступают в светском обществе, тогда медитационный зал становится не чем иным, как общественным местом для людей, желающих удовлетворять мирским интересам.
В наши дни постоянно возникают искаженные практики такого рода. Действовать, полагаясь на чей-то физический возраст или возраст в Дхарме, прежние заслуги и общественное положение, исходя из зависти к чужой собственности и т.д. – всё это в равной мере создает психологический климат, уничтожающий дух медитационных залов. Если смотреть сквозь пальцы на такие вещи и далее, то они лишь приведут к еще худшим проблемам. Поэтому люди, находившиеся в залах для медитаций меньше пяти сезонов, не должны допускаться на эти собрания.
Настало время правильно обучиться правилам и этикету медитационного зала. Не преследуйте какую бы то ни было личную цель (и не потворствуюте в этом другим) посредством попыток манипулировать надлежащими правилами медитационных залов.

3. Когда собрание начато, сложите вместе свои ладони, выполните полупоклон и произнесите: «Я хотел(а) бы кое-что сказать» (хань маль-сым ты-ри-гэс-сым-ни-да). Скажите то, что вам нужно, и закончите словами «Это всё» (и-сан им-ни-да).

4. Собрания – это не место для борьбы или споров. Ваши речь и поведение должны быть мягкими. Не отступайте от смирения и сострадания, чтобы не навредить другим.

5. Когда соответствующие люди приняли последнее решение, следует выполнять его, невзирая на возможное несогласие.
(Решение принято самыми старшими людьми, опыт которых достоин почтения. Их решения бывают, как правило, направлены на поддержание гармонии и сведение к минимуму сил распада. О духовном развитии часто говорили, что это практика умерщвления своего я, так что если вы не согласны с решением, примите его как возможность преодолеть свои закрепощенные взгляды.)

17. О надлежащем порядке сидения

Не могу удержаться от мысли, что плачевное состояние медитационных залов в наши дни происходит отчасти из равнодушного отношения к надлежащему порядку сидения. Мне кажется, что настало время, когда мы должны прежде всего уделять внимание правилам жизни в медитационном зале. Начинать следует с надлежащего порядка сидения.
(Это касается не только порядка рассаживания, но вообще гармоничной совместной жизни и приобретения уверенности в том, что самые старшие люди являются также людьми с наибольшим опытом в Дхарме. Таким образом, старшинство опирается на Дхарму, а не на какой-то иной, мирской принцип.
Будда Шакьямуни наставлял, что первые, кто получает заповеди, должны считаться старше тех, кто получает их позже. Отстаивание этого принципа – одна из равноценных заповедей бодхисаттв.)

Прежде всего, место в зале для медитаций должно определяться количеством сезонов ритритов, проведенных в медитационных залах. Неверно настаивать на том, что время пребывания в монашеском университете, отшельническом ритрите, проповеднической деятельности, или возраст в Дхарме должны быть критериями для определения порядка сидения. Серьезной оплошностью является согласие пренебречь порядком, который определяется проведенными в медитационных залах сезонами ритритов, из нежелания оскорбить кого-нибудь или по каким-то еще причинам. Из-за подобных нарушений качество медитационных залов ухудшилось, Дхарма стремительно исчезает и практикующим наносится значительный индивидуальный вред.
Более того, некоторые настаивают на рассаживании в соответствии с мирским возрастом, другие же не придают значения возрасту в Дхарме и садятся впереди тех, кто старше них. Тем временем другие сознательно содействуют таким искажениям. Но что хуже всего, иногда такие люди получают должности! Это поистине непростительно. Когда из-за подобных принципов в медитационном зале возникают трудности, виноваты не только ответственные лица, но и все остальные (кто соглашался с этими принципами и решениями).
Еще не слишком поздно. Если вы распознали эти недостатки и хотите исправить их и если вы хотите сделать медитационный зал местом, озаренным светом мудрости Будды, то смело ставьте проблему порядка сидения перед другими практикующими медитационного зала.

18. Заключение

Размышляя о внутренних проблемах медитационных залов наших дней, я вспоминаю о тех правилах и этикете, которые традиционно поддерживали жизнь в медитационных залах.

Казалось бы, поведение средневековых сынимов не особенно отличалось от поведения современных сынимов, но если бы вы увидели сияние их глаз, если бы вы увидели, как гармонично они умели держаться, подобно текущей воде, то различия стали бы вполне ясны.

Наша одежда уберегает нас от жары и холода, а также позволяет не испытывать стыда. Примерно так, благодаря освоению и применению одеяния правил и этикета медитационных залов мы можем стать подлинными практикующими.

Если вы живете в уединении отшельником, ваше поведение не оказывает непосредственного действия на других. Напротив, когда вы живете в медитационном зале, вы тесно связаны с другими людьми. Благодаря следованию правилам медитационного зала вы не будете мешать своим собратьям-практикующим. Когда все безупречно взаимодействуют в совместной жизни, причин для стыда нет и Дхарма сохраняется.

В медитационном зале собираются искренние и твердые духом практикующие, а значит совращающие их силы есть проявления разрушающих Дхарму демонов. Сознавая это, вы должны чувствовать как раскаяние, так и стремление избавиться от них. Примите прибежище в Будде, примите прибежище в сангхе, и все вместе безмятежно устремитесь к Нирване.

Я чувствую, что должен покаяться перед Буддами всех царств, как и перед сангхой, за свое неведение и самонадеянность, выразившуюся в написании такого рода вещей.

Наму Сокамони Буль